Известно что в допетровской Руси, борода очень долго служила свидетельством преданности человека вере и царизму. Ее значение в общественной жизни было закреплено соответствующим законодательством. Например, в начале 1551 года в Москве заседал церковный собор при царе Иване IV и членами Боярской думы. По решениям собора, которые содержали сто глав, он был назван Стоглавым собором. Так вот, одним из постановлений, принятым собором, прямо определялось, что мужчин, бривших бороды, необходимо «проклинать и отлучать от церкви».
В 1675 году царь Алексей Михайлович издал именной указ, запрещавший дворянам бриться и стричься. В указе сообщалось, что нарушителям повеления «быть от Великого Государя в опале и из высших чинов написаны будут в нижние чина». Короче, хочешь быть на плаву — зарастай волосом до ушей и так живи.
Пышные бороды стали предметом гордости и мужской заботы. В. Даль приводит в своем словаре такие типичные для тех времен поговорки: «Режь наши головы, но не тронь наши бороды», «Борода дороже головы» и т.п.
Особенно холили свои пышные метелки царские приближенные и бояре. У них часто не было ничего лучшего, что выделяло бы их в обществе. «Борода с ворота, — говорили о таких в народе, — а ума с прикалиток».
Отсутствие должного ума при наличии огромных бород отражалось в поведении бородатых законодателей в обсуждении государственных вопросов в Боярской думе.
«На «сидениях великого государя о делах» (так именовались совещания бояр у царя), когда обсуждались важные для страны вопросы, бояре «брады свои у ставя, не отвечают ничего, ведь царь жалует бояр не по разуму их, а по великой бороде. И грамоте многие не учены».
Эти язвительные строки написал Г. Котошихин — современник описываемых событий, оставивший нам книгу «О России в царствование царя Алексея Михайловича».
Тем не менее во всех случаях, когда вопрос касался нововведений, бороды сразу становились на защиту старины.
Глухое сопротивление бородатой оппозиции Петр I ощутил сразу, едва лишь начал свои преобразования. Вот почему он объявил войну бороде, которая становилась зримым олицетворением консерватизма, неприятия перемен.
В 1699 году царь Петр издает указ о принудительном бритье бороды и усов. Народ встретил этот законот с неудовольствием. Масла в огонь подбавляли духовенство и бояре, боявшиеся потерять влияние в обществе. Все, кто выступал против ломки старого и косного порядка, объединялись на борьбу с брадобритием.
В мае 1700 года, около семи верст от Троицкого монастыря, на Московском тракте у креста, появилось воззвание, наставлявшее на бунт против бритья бород. Такие же подметные листы распространяли в Суздале и Юрьеве-Польском.
В январе 1705 года царь Петр здает новый указ. Он несколько смягчал условия «приобщения к цивилизации». Теперь разрешалось оставлять бороду при условии, что за ее ношение уплачена специальная пошлина.
Тарифы такой пошлины делились на четыре разряда, которые устанавливались в зависимости от социального положения бородачей.
К первому разряду относились царедворцы, дворяне городские, всякие чины служивые. С них брали по 60 рублей за бороду в год.
Значительно большую сумму в 100 рублей — обязаны были выплачивать купцы 1-й гильдии, а так же гости (купцы).
С посадских и торговых людей, гостиной сотни средней и меньшей статьи, за бороду вне зависимости от ее размеров брали по 60 рублей.
К четвертому разряду отнесли боярскую челядь, посадских ямщиков, церковных причетников и всех чинов московских жителей. Они были обязаны вносить с одной бороды по 30 рублей в год.
Крестьяне не жившие в городах, оставались вне всяких разрядов. Без всяких ограничений украшать себя бородами им разрешалось, но за то при проезде мимо городских, за ввозимую в город бороду, брали всего по две денги (1 копейку).
Квитанции по выплаченной пошлине сделали в виде жетонов, чеканившихся на Московском монетном дворе. Жетон имел размеры копеечной монеты. На нем была надпись: «Деньги взяты», а так же изображался подбородок с огромными усами и бородой. На обороте выбивалась дата и чеканился царский герб.
О налоге на бороды знают многие, но то, что Петр обязал бородачей носить спец. форму одежды, сейчас мало кто знает. Между тем указ определял такую форму с большой точностью.
Каждый, кто сохранял на лице густую растительность, должен был быть надевать зипун со стоячим воротником (у раскольников — красный). Жены их носили «опашни и шапки с рогами». Нарушителей формы одежды штрафовали на 50 рублей. Если денег не было, то человека в принудительном порядке положено было отправлять «в Ревель на работы до полной суммы штрафа». Если в присутственное место являлся человек с бородой и со знаком о выплате пошлины, но без установленной ему формы, с такого тоже брали штраф, а в присутствие не принимали.
Со временем в положении обозначилось заметное послабление. С 1723 года штрафы за бороду брали только с людей, а остальных просто гнали в шею.
Бородовые знаки изменили вид в 1724 году. Они стали больше размерами и чеканились в форме ромбов. Надпись на них гласила: «С бороды пошлина взята. 1725». Оборот ромба оставался чистым. Гуртовая надпись сообщала: «Борода лишняя тягота».
Бородовые знаки — большая коллекционная редкость. Их не часто увидишь даже в собраниях краеведческих музеев. Те немногие, которые имеются в частных коллекциях, чаще всего — копии, новоделы.