Итак, жетон. Энциклопедический словарь дает этому понятию такое толкование:
«1. Металлический значок, показывающий приближенность к какому-либо сообществу и получаемый в память о каком-либо особом событии. 2. Металлический кружок, заменяющий в обращении монету (например, в торговых аппаратах)».
Сразу заметим, что жетоны, свидетельствующие о клубной принадлежности или выпущенные в честь особого события, особенно если они имеют приспособления для крепления, называют значками. Название «жетон» в применении к ним устарело. Собиранием и изучением жетонов первого рода занимаются коллекционеры, именующие себя фалеристами. К нумизматике относятся только жетоны, заменяющие в обращении монету или служащие свидетельством исполненных платежей
В прошлом веке в ряде российских городов из водопроводных колонок воду отпускали не бесплатно, а по предъявлении специальных жетонов. Металлические знаки подтверждали, что деньги за определенное количество воды уплачены вперед. Поскольку такие жетоны выпускали местные власти, то форма знаков и надписи на них были различными.
В Туле (а «ТГВ» расшифровывается как «Тульский городской водопровод») до революции выпускались восьмиугольные жетоны на одно ведро и овальные на 40 ведер. Во времена СССР на тульских водозаборных жетонах появилась новая аббревиатура — «Т.Г.К.Х.» — Тульское городское коммунальное хозяйство.
Собственные металлические марки для водопровода выпускали в Оренбурге, Ярославле, Перми и других городах.
Широкое распространение одно время в городах получили торговые автоматы, которые действовали при опускании в них специальных жетонов. Эти монетовидные кружки имели довольно крупный размер и продольные прорези, которые гарантировали автоматы от подделок. После появления в 1961 году в обращении металлических полтинников и рублей жетоны в торговых автоматах стали использоваться реже. В действие механизмы приводили стандартные монеты.
В 1935 году, после запуска первых очередей Московского метрополитена, появились спец. жетоны для оплаты проезда. Чтобы народ не перепутал эти знаки с монетами, в центре кружка делалось круглое отверстие. Оно совпадало с серединой пятиконечной звезды, той что чеканилась на оборотной и лицевой сторонах жетонов.
Подобные металлические «квитанции» для оплаты проезда в подземке появились затем в Ленинграде. После укрупнения масштаба цен в 1961 году автоматы метрополитена переналадили на пропуск пассажиров при опускании в прорези стандартных пятаков.
1992 год, обесценивший пятаки, вынудил руководство метрополитена снова ввести жетоны, на этот раз изготовленные из дешевого металла. Позже их сменили на пластмассовые. Подобные жетоны хорошо известны горожанам, которые пользуются подземкой в Киеве, Баку, Тбилиси, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Харькове…